www.realmusic.ru/goojoob
  Я ВЕСЬ ЗЕЛЁНЫЙ
 
ФОРУМ

  

ЗВУКИ

  

ТЕКСТЫ

  

ДВИЖЕНЬЯ

  

ПИКЧЕРЗЫ

  

ПИСАТЬ
           Яяя | Ццц | Ххх | Ффф | Ттт | Ссс | Ппп | Ооо | Ннн | Ммм | Ллл | Ккк | Ггг | Ввв | Bbb | Ббб | Aaa










Курс молодого бойца

Каца


Каца ("серое нечто с морщинистой кожей", говно) - полное имя Кацавейка, животное семейства кошачьих, обитавшее в 501-й комнате общежития КРСУ вместе с Антоном, Жорой и Димой.
Кацу из Сокулука привез Антон. Ее страдания начались уже по дороге. Когда Антон подходил вместе с нею к общежитию, он встретил Жору. Пока они общались, на морде кошки появилось выражение, свидетельствующее о муках. Когда ее опустили на землю, Каца попыталась просраться, но не смогла. Это событие стало прологом ко всей ее последующей жизни, полной страданий и непреодолимых противоречий между ее внутренним миром и окружающей средой.
Иногда Антон и Жора покупали для Кацы ливерную колбасу. Для отправления естественных нужд Каце предназначили пластмассовый ящик из-под рассады. В него рвали бумажки. Когда санитарное состояния ящика переставало отвечать требованиям чистоплотности кошки, она гадила на Жорины вещи, которые лежали под его кроватью. На это же иногда жаловался и Дима. Но его обвинения в адрес Кацы Антон и Жора не принимали, ссылаясь на то, что Дима сам нарушает санитарные нормы хранения своих носков и спортивных штанов и, дескать, именно они и воняют. Тем не менее, загаженные вещи становились причиной преследований кошки. Так как это происходило в замкнутом пространстве комнаты, Каца очень скоро стала животным с ярко выраженной неврастенией. Само появление в комнате Жоры, который в то время стал называть Кацу "говном", вызывало у нее нервный тик: она начинала дергать хвостом и предпочитала скрываться с глаз. Почти весь общежитский период своей жизни, Каца провела в 501-й комнате. Была идея подарить ее общему преподавателю Антона и Жоры Александру Самуиловичу Кацеву. Иногда на выходные кошку отправляли в гости - в 506-ю комнату. Там она вела себя, как дома - гадила, за что заслужила неприязненное отношение Оли, Айки и Даши. Оно, впрочем, сменялось на жалость, когда девушки видели, как воспитывал Кацу Жора. Строгое воспитание животного он компенсировал тем, что воспел "тень прыгнувшей кошки" в одной из своих песен.
Любимым местом Кацы в 501-й комнате был подоконник. Летом, когда окно было открыто, она выходила на карниз. Два или три раза Каца срывалась с пятого этажа. Хозяева кошки думали, что на это ее могли толкнуть либо желание совокупиться с каким-нибудь котом, или же это были попытки самоубийства. Однажды Жора, выглянув в окно, увидел Кацу на земле, лежавшую без движения. Он собрался уже искать лопату для похорон, но когда спустился вниз, встретил пошатывающуюся кошку на углу.
Страдания Кацы прекратились в Сокулуке. Антон увез ее домой. Перемена места и условий стала сильным ударом по нервной системе кошки. Через пару недель в Сокулуке ее неврастения не прошла. Однажды Каца пропала. Трупик, похожий на "серое нечто с морщинистой кожей", был замечен потом возле базара. Если это была Каца, то смерть настигла ее на обратном пути в Бишкек.











КВАДРОПТИХ И ЛЮБВИ И ЗИМЕ


Квадроптих о любви и зиме - цикл песен Антона, состоящий из четырех стихотворно-музыкальных творений: "Босиком по снегу", "Снежинки", "Остановил часы" и "В галошах по асфальту". Каждая из этих песенок занимает свое вполне определенное место в истории группы, но в ее репертуаре они никогда не были единым целым. На квартирниках и выступлении "Goojoob" вместе пелись только "Босиком по снегу" и "В галошах по асфальту". "Снежинки" исполнялись вторым составом "Я весь зеленый" и потом - во время пьянок. "Остановил часы" квинтет с Аидой пел в Арт-кафе, Игеан Горкочкуз - на бардическом фестивале в 2000-м году, "Goojoob" - на Пирамиде и все вместе - снова на квартирниках.
Однако Антон на всех своих записях и выступлениях, когда существовали уже все четыре песни, исполнял их именно как цикл. Обычно в качестве эпиграфа их предварял стишок "Лишнее ребро". Вместе они составляют вторую главу альбома "Колодец". Порядок песен определяет сюжетная линия: "Она его полюбила, а Он Ее отверг. В романтической интерпретации Она умерла от горя, Он, кажется, - от тоски. Но в реализме оба дожили до пенсии, и попытка радикальным способом возродить чувство провалилась". Раньше остальных песенок цикла были написаны "Снежинки".
- На первом курсе зимой я стоял в очереди за проездными билетами с одногруппницей Нуцой (это кликуха такая, на самом деле ее зовут Лена). Увидел, как, не долетая до ее лица, тают снежинки. Я тогда недавно прочтал "Хранитель древностей" Домбровского - там было что-то про останки какой-то древней красотки - и еще в голове крутилась какая-то Ленноновская песня из Белого альбома Битлов. Все это как-то так сложилось, что получились "Снежинки". "Босиком по снегу" появилась, после того как я отверг романтическое чувство другой Лены. Она была соседкой Боба Пивцова, и я думал, что их отношения выходят за рамки простых дружеских. И тут она приходит и говорит: Как ты думаешь, могли бы мы с тобой стать больше, чем друзьями? Ну, дальше все по песне ясно. Не знаю только, достоверно ли я описал Ее состояние во втором куплете.
Текст песни сам по себе нельзя назвать идеальным поэтическим творением - ритма никакого, чужие "ключи от дверей" (ко времени написания песенки они были у БГ, но еще не были у Алсу). В черновом варианте третья строчка выглядела так: "Соль своих слез, да в имени свет". Автор намекал на греческие корни имени Лена, но звучало это как "вымени свет". Известно, что в момент появления текста автор писал курсовую работу по творчеству Высоцкого, а одним из его любимых стихотворений тогда был "Памятник". По всей видимости, с этим можно связать способ рифмовки в "Босиком по снегу".
Следующей по хронологии создания стала песенка "Остановил часы". Ее крестным отцом стал Жора. Дело было так: - У меня был текст, написанный после прочтения "Доктора Живаго", а точнее там есть такой эпизод, когда Юрий с Ларой прячутся от красных, где-то в деревне, стоит жуткая зима… Ну и последствия истории с "Босиком по снегу" еще присутствовали… Вот. И была еще какая-то непонятная музычка, похожая на Макаровскую "Когда ее нет". И я короче попытался их соединить, мне че-то не очень понравилось, но я показал песенку Жорке. Ему она понравилась. Я ее даже ему подарил, но он так и не научился ее играть.
Как следует из этого свидетельства, связь между "Босиком по снегу" и "Остановил часы" была с самого начала. С появлением "В галошах по асфальту" история, начатая в этих двух песнях, получила развязку.
- Пародия на "Босиком по снегу" была написана летней ночью. Отсюда и практически антонимичное противопоставление текстов двух песенок. Написал я ее после того, как мы записали "Босиком по снегу" и Шубин поставил ее в эфире. Я тогда подумал, что песня-то получилась в принципе очень попсовая, такая грустно-нежная, и ее можно было бы сделать чересчур красивой, такой, чтоб девочкам хотелось плакать. Вот и насмехался над юношевским романтизмом с помощью старческого реализма. По литературным критериям текст пародии получился, пожалуй, даже лучше, чем исходник.
Сразу после сочинения текста, в ту же ночь Антон налабал песенку на аккордах "Босиком по снегу". И даже записал черновик на кассету. Запись потерялась, но известно, что Антон играл балалаечным боем и пел старческим голосом, окая при случае и растягивая слова мимо кассы. Для последнего, благо, даже особо стараться не надо было.











КОЛОДЕЦ


Колодец - "Так уж повелось в музыкальной истории, что сольники участников той или иной группы приписывают к творческому наследию всего коллектива. Кто при этом больше выигрывает, сказать трудно - то ли один человек за счет имени группы попадает в историю, то ли ансамбль набивает себе цену из-за "еще одной грани своего творчества". Представленная здесь запись была сделана 27-го ноября 1999-го года на бытовой магнитофон в Сокулуке. Я точно не помню уже, как это произошло, но, судя по дневнику того времени, думаю, дело было так. Еще в начале сентября я договорился с Бобом Пивцовым, что он принесет ко мне свой мафон, и я на него позапишу кое-какие свои песенки. Или я к нему собирался пойти? Потом, кажется, в один из выходных Боб не пришел, а пришел только во вторник - с разбитым подбородком: в субботу шел по улице, с ним случился приступ, упал. В итоге следующий список песен относится аж к концу ноября. Судя по всему, это и есть представленная здесь запись:
"Я вык. внутри себя…
Хаосмонавт
Раскатал рулоны
Пят. угол
Лишн. ребро
Бос. по с.
Снежинки
Ост. часы
В гал. по асф.
Песня плаг-ра
У меня есть стихи
Трое в лодке Певцу Бож. дар с бек.
Зарис. о буд.
Посл. прав.
Летуч. Голл.
Уют/Диван
О посл. времени
Мне дорога стала домом
Два студня
Страсть
Ты уснешь…
(Там еще зачеркнуты песни: Медуза, Не так, Тараканы, Завтраквванне, Воскресение)
Вот это я и записал в субботу посредством Вовкиного магнитофона" Из записи за следующий день следует, что с оригинала мы на том же аппарате сделали копию. При этом я затер БГ "Дети декабря" и "Равноденствие". Оригинал, кажется, писался на какую-то корявую кассету - шестидесятиминутку что ли. Поэтому копия с копии, которую Игорь обнаружил у Айки, тоже занимает на каждой стороне минут по тридцать.
Играл я, кажется, на своей куйбышевской гитаре".
Из представленных здесь 20-ти песен Антона в разное время в репертуаре разных версий коллектива звучали 8: это творения, входящие в Квадроптих о любви и зиме, Зарисовка о будущем, Уют/Диван, и Ты уснешь… (Чихнешь). Целостность этой записи мало у кого из гринологов вызывает сомнения. Считается, что в списке песен автор не случайно отчеркнул три последние вещицы от остальных: они идут как бонус-треки к программе из трех стихов и 17-ти песен. Называть альбом принято "Колодец" (с ударением то ли на второе "-о-", то ли на "-е-"): так, якобы обозначил сам автор копию, оставшуюся у него. По другой версии, так называлась более ранняя, но несохранившаяся запись, которую тоже открывал стишок про колодец. Оригинал записи мог сохраниться в архиве Боба Пивцова в Сокулуке. Копию, по которой восстановлена эта запись, сделала с авторской копии Айка. - Она кажись "не по-детски" на меня осерчала за "Запись об оплеванной Ойке", а я ей благодарен за трепетное отношение к моему творчеству. Загнал в комп и почистил эти песнопения и стихочитания Игорь. Ему тоже чон рахмет. Классическое гринологическое описание альбома выглядит следующим образом:
"Колодец" состоит из шести глав. В каждой из них произведения различаются по форме, жанру и музыкальному стилю, но объединены одной темой.
Глава первая: Вступа

Это первые четыре трека: два стишка и две песни. Единая тема в них - вапще все: жизнь, смысл, познание, смерть. Вывод такой: все, мол, херово, но что делать?: внутри - угловатая пустота, в которой любой звук - диссонанс, а снаружи - сплошная смерть и неизвестность.
Колодец, выкопанный внутри себя - это почти то же самое, что тоннель из облаков. Вторая и третья строчки стишка - это каша из народной поговорки, звезд-плевочков Маяковского и Тютчевских заветов из "Silentium"-а. Ходют вверху и в душевной глубине, видимо, бог и дьявал. В процессе копания колодца лирический герой выкапывает предварительно зарытых собак. От полученного знания ему становится еще херовей. Астрономия отношений неба и земли меняется: Луна воет от одиночества на главную собачью звезду. "Жемчужина в гниющей пасти" - это, кажись какая-то христианская байка в изложении юного Набокова.
Лирическому герою остается писать, но он уже столько понаписал, что кругом сплошной Ницше с его идеей обреченного, но очень стойкого человека и шевчуковский мир номер ноль - опять же колодец. Следующее творение о поисках своего места в жизни "Хаосмонавт" навеяно чтением "Апофеоза беспочвенности". Идея внутреннего беспорядка переведена на музыкальный язык с помощью нестроящей гитары. Заодно - и оправдание насчет коряво звучащей палки: мол, радуйтесь, что хоть че-то понятно.
"Раскатал рулоны…" еще называется "Думал". По форме и механизму построения образов - слиз с "Расстреляли рассветами". Прикол в том, что у ДДТ начинается с памяти, бредущей в поле, а "Думал" примерно ею заканчивается: - Типа, это они меня продолжают, а не я их.
Стишок принято делить на три части.
Первая: О Духовном. Солнце, свет, дух недоступны, потому что на муке ночных депрессняков ниче хорошего не состряпаешь. Спорное по нынешним временам утверждение, но кто знает, в чем больше правды - в смешном прошлом или в очевидном настоящем?! "Отточенные, как камни кулаки", видимо, те же самые, что и "мелодия, отточенная, как кулак" в "Хаосмонавте". Вторая часть: О познании.
Опять собаки, но теперь их откапать не удается, потому что черепа всяких Йориков и их литературных потомков мешают. То же с деревом познания - не растет зараза. Сразу пенек науки вырастает и заменяет уже данное свыше знание на земные пути его постижения.
Третья часть: О времени

Зарисовки будущего на салфетках, которыми Кронос подтирает уголки всепоглощающего рта; одиночество, безнадега и забвение. "V угол" из всех творений Вступы считается самым ранним и самым банальным: поиск недостижимого смысла жизни в виде пятого угла в круглой комнате. Здесь стоит упомянуть только о сценическом воплощении песни. Главная фишка пьесы в том, что единственного ее героя играют два актера-близнеца. Их перемещения по сцене настолько отрепетированы, что когда один актер исчезает за левой кулисой, второй появляется из-за правой. Потому что на сцене перед зрителем развернута круглая комната, в которой живет персонаж. Перемещаясь вдоль стены, он че-то там страдает, мучается. А в итоге выходят оба актера, каждый - с зеркалом в человеческий рост и зритель в зависимости от того, где он сидит, видит или четверых одинаковых людей или бесконечность отражений.
Глава вторая: О любви

Главный сюжет второй главы разворачивается в Квадроптихе о любви и зиме. Ему, однако, посвящено и так довольно много слов на бумаге, поэтому мы лишь коротко перескажем сюжет, чтобы не прерывать последовательности описания всего альбома. Короче: Она его полюбила, а Он Ее отверг. В романтической интерпретации Она умерла от горя, Он, кажется, - от тоски. Но в реализме оба дожили до пенсии, и попытка радикальным способом возродить чувство провалилась. Как эпиграф ко всему квадраптиху, в "Колодце" его предваряет стишок про "Лишнее ребро". - Написал я его ночью, а утром мне что-то давило на левой стороне груди.
Глава третья: Об искусстве

"Песенка плагиатора" - то ли о самом БГ, то ли о тех, кто под него косит. Антон преподносил, скорей, второе. Шубину больше нравилось первое. Аперитив-эпиграф только усиливал неоднозначность. При исполнении песни как ударный инструмент использовалась гитарная дека. Трагичная "У меня есть стихи" ровесница "Снежинок". Дата рождения - 95-й - 96-й годы. Обычная история: пишешь хуевые стихи, думаешь: "Шедевры, бля", а че-то никто больше так не думает. Ну и в печку их, нах! А потом опять че-нть написал. Но вряд ли кто-то это оценит. - Лично я сегодня из всего трогательного текста любуюсь только строчками:
Я хаосмонавт. У меня есть стихи.
Они - дыра в моем скафандре.

"Трое в лодке" или "Весла" - взгляд на распиздяйское отношение к собственному творчеству внутри группы "Я весь зеленый". Родилась песня после того, как однажды Антон и Жора пошли с Шубиным на радио МахСN помогать устанавливать антенну. Дэна отправили на верхатуру, и прежде чем полезть, он сказал соратникам: "Если что, завещаю вам свою гитару". Еще один повод для скафнежа со стороны Антона - это то, что Дэн поставил в эфире Макса запись "Босиком по снегу", сделанную на радио ОК. Антона возмутила надругательство над его авторскими правами. Поэтому капитан в его лодке работает на береговую охрану. Все остальное в этой песне - описание творческого болота. Премьера "Вёсел", а вместе с ней "В галошах по асфальту" и "Певцу" состоялась на балконе шубинской квартиры 23-го сентября 1998 года. На это указывают некоторые косвенные факты. Послушав "Певцу", Дэн спросил: - Это в мой огород камень?
Антон ответил:
- У меня и свой огород есть.
"Певцу" - гневный упрек в подражательстве и снобизме в адрес человека с гитарой со стороны тупой ничего непонимающей толпы зрителей и слушателей. Форма частично заимствована у БГ "Я не знаю, зачем ты вошла в этот дом…". В ранней версии 8-я строка рифмовалась в 4-й: "нами" - "ушами", но потом Антон сообразил, что грамотнее будет "пропасти между ушей". "Божий дар с беконом" - последняя собственная песня Антона. Написана в начале 99-го года. Под божьим даром, спутанным с яичницей, ученые-гринологи понимают дар слова. Примерно ко времени создания песни относится следующая дневниковая запись: "Из досок можно делать полезные и красивые вещи. Но в принципе доски можно просто пустить на опилки. То же самое делает со словесным материалом обывательская болтовня типа: -привет - как дела - нормально".
Глава четвертая: Все плохо

Боевики "Зарисовка о будущем" и "Последний праведник" Антон исполнял вместе не только потому, что они были написаны примерно одновременно и под одинаково сильным влиянием ДДТ. По замыслу автора, лирический герой "Зарисовки" и снайпер из "Праведника" - это одно лицо, то есть во второй песне Каин-то и убивает Авеля. Но в то же время монаха зовут Ян, он двулик. История создания песни "Последний праведник" проста и красива, как история любого произведения. В течение нескольких месяцев Антон писал на полях всех студенческих тетрадей слово "пуля". Однажды в субботу утром он поднялся в общежитие после пар, чтобы собрать вещи и ехать домой. Но ненадолго задержался около окна комнаты, которое выходило на девятиэтажку Востока-5. Он знал, что именно в этом "доме напротив" живет младший брат из "Зарисовки о будущем". Сначала текст новой песни выглядел так:
Пуля стукнула в окошко
И упала на карниз
Я встревожился немножко…

Чтобы сделать первое лицо третьим и не ударить при этом по ритму, Антон добавил к местоимению -н- и сделал героем песни двуликого Януса. Через два часа хождений между окном и дверью текст был на бумаге. - Первым его читателем стала Айка. Она прочла стих в 38-м автобусе, когда в тот же день мы вместе проезжали мимо Филармонии. В прозаическом изложении "Последнего праведника" убийство монаха - почти самоубийство: Ян подставляется под пулю. В продолжении рассказа выясняется, что эта пуля убила и монаха и снайпера, что она летает по кругу и настигает обоих каждый вечер, что даже самоубийство как выход из дурной реальности становится вечным проклятием. В альбоме идею вечного разрушения несет "Летучий Голландец под флагом Сизифа". Текст был написан в Сокулуке осенней ночью. - Я вышел на улицу, поссал, подошел к забору и услышал, как издалека по веткам тополей в балке приближается волна сильного ветра. Через минуту дуло уже из-за угла дома и из-под ворот, то с одной стороны, то с другой. Почти всю ночь я проходил по двору вдоль бельевой веревки, как канатоходец наоборот или пешеходный троллейбус, - перебирал веревку руками у себя над головой. Утром дописывал и редактировал текст на лекции по информатике. Как стихотворение Антон представил потом Голландца на очередной Звездный час. Занял третье место в номинации поэзия, получил приз в 50 сомов (см. Враг красоты). Как песня Летучий Голландец состоялся вопреки мнению Шубина. Тому нравилась музычка, которую Антон хотел соединить с текстом о Голландце. Дэн советовал не портить ее монотонным пением. Антон, тем не менее, это сделал. А пять лет спустя даже сочинил басовую партию и пару раз попытался вместе с Игорем довести песню до ума.
Глава пятая: О лени и труде

Блюз "Уют/Диван" и то ли сплиновская, то ли раннеАквариумная "О последнем времени" - песни о лени как о методе жизни и плате за него. Представленная здесь версия "Дивана" - наиболее полная из всех, когда-либо исполнявшихся. Здесь не только сохранены куплеты, убранные "Goojoob"-ом ради эфира "Пирамиды", но и добавлен куплет мечтаний об Ане. "О последнем времени"- это и Мандельштам, и Христос-труженник, и что-то из Хармса и "Аквариума".
Завершает пятую главу и программную часть альбома единственная, если не считать "Пятого угла", оптимистичная песня "Мне дорога стала домом". Эпиграф из какого-то современного немецкого поэта, а смысл, пожалуй, в отказе от всякой высокодуховной галиматьи ради обычной простой жизни.
Глава последняя: Бантик

Бонусы "Два студента", "Страсть" и "Ты уснешь…" - просто песни, выходящие за рамки концепции "Колодца". "Страсть" как песня на стихи Хармса появилась осенью 1998-го года и адресовалась тогдашнему предмету страсти Антона - Анне. Жанр песни Антон определял как романс. Начало к тому располагало. Дальнейшее ставило это определение под вопрос. Работу над песней Антон продолжил с Игорем в 2001 - 2002-м годах в направлении диско a la MOLOKO.











Редкий кадр

КУВШИН


Кувшин (МОСКВА-80) - ударный музыкальный инструмент, представляющий собой керамический сосуд, покрытый глазурью коричневого цвета с зеленоватыми и синими отливами.
У кувшина круглое основание. На него, как автомобильное колесо, поставлена основная емкость - круг с отверстием в середине. По ее обеим плоским поверхностям вокруг отверстия нанесен орнамент. Горлышко сосуда похоже на маленькую деревенскую крынку, только плоскую с фронтальных сторон и со слишком широким для нее раструбом. На обеих плоских сторонах этой верхней части кувшина по горизонтальному диаметру написано: "МОСКВА - 80". Это дает основания предположить, что изготовлен кувшин был еще в канун Московской олимпиады 1980-го года. С одной боковой стороны основная емкость и горлышко соединены округлой ручкой; с другой - от большого круга поднимается сужающийся к концу носик. В профиль он похож на силуэт Лох-Несского чудовища. С горловиной носик соединен перемычкой в форме улиткообразного завитка. Похожий завиток с другой стороны подпирает основание ручки на большом круге. Он, правда, больше похож на гибрид гигантской улитки с человеком: существо как будто сидит на боковом скате большого круга, опираясь спиной на ручку, у него полусогнутые человеческие ноги (похоже - женские), а выше их - улиткин домик. На внутренней стороне раструба нанесен гребнеобразный пояс. То место, где он прерывается, предназначено для шишечки на боку крышки сосуда. Крышка - грибоподобная керамическая пробка, увенчанная сверху трилистником, который с боков подперт двумя завитками-улитками.
Кувшин подарила маме Антона одна ее подруга. Несколько лет он простоял на полке рядом с другими экспонатами керамической коллекции антоновой матери. Как сосудом для жидкости с емкостью примерно 1,2 литра кувшином воспользовались только однажды: перед очередным Новым годом Антон налил в него своего вина, чтобы подавать его на стол. Это было еще до того, как он открыл музыкальное назначение "МОСКВЫ - 80". Однажды Антон увидел в "Программе А" концерт Дэйвида Бирна в Москве. Открывал выступление дуэт барабанщика и перкуссиониста. Они играли на глиняных сосудах: положив их на колени, ударяли ладонями по отверстиям в емкостях и извлекали из их нутра гулкие перекликающиеся звуки. На следующий день Антон изучил коллекцию маминой керамики и выбрал для экспериментов "МОСКВУ - 80": он обнаружил, что, ударяя ладонями по раструбу горлышка и отверстию в носике, из кувшина можно извлекать как минимум два звука. Комментарий ученого: По одной из версий гринологии, именно этим звукам посвятил одноименную песню Жора. Сторонники этой точки зрения считают, что в песне содержатся размышления, навеянные медитацией, которую сопровождали ритмичные звуки кувшина. Противники этой теории заявляют, что в таком случае Жорина песня должна была называться не "Два звука", а "Две фонемы", потому что "количество абстрактных акустических образований, извлекаемых из сосуда, определяется количеством отверстий. Реальных же воплощений этих акустических идей гораздо больше. Их количество и разнообразие зависит от множества факторов: от силы удара и его длительности, от того, каким местом ладони он нанесен, от чередования ударов по горловине и носику, от степени открытости раструба, от степени заполненности сосуда и от того, чем он заполнен: водой, вином или песком; наконец - от рук играющего на инструменте" (Реформатский А. А. Язык и речь кувшина "МОСКВА - 80", - М.: "Наука", 1980, - С. 80). Лингвисты-гринологи, развивая эту мысль и изучая язык кувшина, пришли к мнению о том, что фонемный состав этого языка должен быть расширен. У. Щерба в 1985-м году открыл, что фонетический слой языка кувшина состоит из 5-ти согласных, 6-ти гласных и 2-х несогласных фонем. Тому, кто распишет теперь, какие звуки относятся к каким фонемам, предрекают Нобелевскую премию.
Гринологи-историки также не поддерживают версию о том, что песня "Два звука" связана с кувшином. По их сведениям, песня появилась на свет раньше, чем группа начала осваивать "МОСКВУ". Кроме того, на одной из репетиций Жора пояснил, что две ноты, из его песни - это "до" и "до".
В группе на кувшине играл Антон. Так как он левша, носик кувшина он поворачивал в левую сторону, а по горловине бил правой ладонью. Вот, что написал Антон в книге Самоучитель игры на кувшине "МОСКВА-80":
…Ритмическое музицирование на кувшине похоже на общение с миром через воронку, с помощью которой разливают вино по бутылкам. Через маленькое отверстие видишь много, но показываешь только свой глаз. Через большое отверстие покажешь миру много себя, но мало увидишь, мало услышишь, а сказанное в него - вернется. То же с кувшином: звук носика звонкий, хорош для синкопы, он больше видит, чем показывает. Звук горловины - глухой, гулкий, он много показывает себя. Если ударить сильнее, можно выбить два его лица. Одно появляется при самом ударе, второе, как эхо отражается от стенок и приходит с опозданием. Первый звук - это пневматический хлопок, второй - низкий по тембру. Он усиливается, если бить центром пятерни: это происходит из-за углубленной формы ладони. Первого звука больше в ударе пальцами.
…Для извлечения носового пения кувшина используется участок левой ладони под суставом среднего пальца. Эффект от удара можно расширить, если сначала закрыть раструб правой ладонью, а потом открыть его - сразу весь или постепенно. В этом случае носик увидит второе лицо горлового звука. Потренировавшись, можно научиться его растягивать.
Экспериментируя с кувшином, следует помнить, что пение носика стоит дороже, чем маскарад горловины: после долгого и громкого музицирования, под суставом среднего пальца может образоваться гематома и играть станет трудно. Для разнообразия можно левой рукой тоже играть на горловине. Правда, здесь удовольствие тоже кое-чего стоит: от ударов по раструбу даже в течение одной только песни пальцы начинают опухать. …Поле экспериментов с кувшином можно расширить, если заполнять его чем-то. Чем больше в нем, например, воды, тем звук выше по тембру, тем меньше в нем пространства. Зато отражается он теперь не только от твердых стенок, но и от поверхности воды. Если превратить воду в вино, пение кувшина станет более возвышенным. Тонкий слух меломана сможет даже ощутить акустический вариант букета напитка. К тому же процесс настройки инструмента при использовании вина располагает к тому, чтобы вливать жидкость не только в горло кувшина, но и в горло музыкантов, а это тоже приятно…
…Когда кувшин работает на жидком топливе, хорошо становится заметно его родство с ударными инструментами Северной Африки, Ближнего Востока и Индии. Этот эффект пропадает, если заполнить емкость песком. Теоретики кувшинной лабни рекомендуют не увлекаться чрезмерно использованием твердого топлива, так как возникающие при этом отзвуки засоряют каналы общения инструмента с космосом, а это может привести к полной потере вокальных данных…
В завершении данного краткого курса следует отметить гениальную справедливость слов, сказанных Великим Русским Поэтом о кувшине:
МОСКВА - как много в этих звуках
Для сердца русского слилось,
Как много в них отозвалось!
Как и город, именем которого он назван, кувшин - это лотерея. Кто-то, взяв его в руки и поставив между ног, выиграет, а кто-то - проиграет. Кто-то отдаст ему свою душу и взамен получит его, а кто-то, так и не выпустив джина, закроет сосуд крышкой и поставит на полку как сувенир. Впервые применить кувшин в работе над песнями Антон попробовал во втором составе "Я весь зеленый". Он привез его в общежитие и на очередной репетиции показал коллегам. Антон тогда только начал осваивать инструмент, и всех его прелестей еще не открыл. Дэн и Жора не очень-то разделили его энтузиазм. К тому же Антон нужен был группе как басист. Кувшин попробовал Дэн, он даже открыл "новый звук": его обручальное кольцо стучало по горлышку. Тем не менее, в статье "Молодо-зелено" корреспондент "Молодежки" пишет, что Дэн играет на гитаре расческой и собирается освоить глиняный кувшин.
Антон оставил кувшин в общаге и периодически брался за него, когда они вдвоем с Жорой репетировали какие-нибудь песенки. Известно, что на одном из квартирников у Дэна, в котором участвовал и Асан, Антон был с кувшином. После очередной размолвки с Дэном, Жора и Антон собрались записаться на радио "ОК". Среди инструментов, которые они потащили в студию, был и кувшин. Запись не состоялась.
Право на голос кувшин приобрел только как инструмент творческих потомков группы "Я весь зеленый". Его дебют состоялся на фестивале авторской песни в 2000-м году. Клоунское отношение Жоры, Антона и Игоря к мероприятию, в котором им предстояло участвовать, вполне располагало к экстравагантности. Тогда же среди инструментов группы появились первые "трясучки". Во многом благодаря "МОСКВЕ - 80" выступление трио стало для фестиваля событием. А это дало группе толчок к тому, чтобы каждое следующее свое появление у бардов делать не менее запоминающимся. На выступление "Goojoob" в программе "С утра в субботу" на радио "Пирамида" Антон взял с собой два ремня, чтобы крепить кувшин к ногам: ремни он продел через отверстие в корпусе сосуда и застегнул их на бедрах. Иначе в течение исполнения песни инструмент скользил по штанинам, разворачивался или сползал вниз. Один из первых вопросов ведущих к музыкантам касался этого инструмента. В ответе на него использовалось еще одно название кувшина - "выбивалочка".
Тот же вопрос потом адресовали группе "Макаки-резусы". На их выступлении в телепрограмме "Завались" кувшин на одну песню перешел в руки Жоры: Антон играл на гитаре во время исполнения своей песни "Чихнешь". Жора сунул кувшин в подмышку левой руки, поддерживал его рукой, а пальцами правой слегка хлопал по горлышку.
На самых первых творениях коллектива, появившихся в сети, - записях песен "Миша" и "Анечка" кувшина нет, потому что записались музыканты как раз на той репетиции, на которую Антон не пришел. По той же причине кувшин не пел и на свадьбе Миши и Анечки. В составе "Цирка на дроте" он был только на выступлении в Теплых ключах. В то время на левой ладони у Антона уже появился стигмат - кровавая мозоль от ударов по носику кувшина. Поэтому, как хорошо видно на этой видеозаписи, он старается играть обеими руками на горловине. В последний раз кувшин звучал на квартирнике у Макса Косякова во время одного из последних приездов Жоры в Бишкек.

 
Hosted by uCoz